7 августа 2012 г.

Правила классов FAI F3C/F3N 2012


Украинская редакция правил классов FAI F3C/F3N вступила в силу с 01 августа 2012.
Класс FAI F3C - классический высший пилотаж на моделях вертолетов. Существуя уже более 20-ти лет, этот класс стал элитой в радиоуправляемых вертолетах. Сложная, тонко настроенная техника, филигранная точность пилотирования, фантастическая красота полета - за этим стоят сотни часов тренировок, замечательные инженерные решения техники, крепкие нервы и выдержка пилота. Не многие могут дойти до вершин мастерства. Но в этом классе целеустремленность и работоспособность могут принести впечатляющий результат!
Класс FAI F3N - сравнительно молодая дисциплина, объединившая в себе классическое и свободное (3D, freestyle) пилотирование. Соревнования F3N обычно проводятся совместно F3C, и позволяют пилотом посостязаться в творческих, зрелищных и эффектных полетах.
Скачать Правила FAI F3C/F3N
Скачать Правила FAI F3C/F3N для Украины




  
КЛАСС  FЗ – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ

ИЗДАНИЕ 2012
(2-я редакция)
Действует с 01 августа 2012 года. 

КЛАСС FЗС – Радиоуправляемые Модели Вертолетов
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Д - FЗС ОПИСАНИЕ МАНЕВРОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Е - ПОСОБИЕ ДЛЯ СУДЕЙ
КЛАСС FЗN – Радиоуправляемые Модели Вертолетов Вольного Стиля
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Ф - FЗN ОПИСАНИЕ МАНЕВРОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Ж - ПОСОБИЕ ДЛЯ СУДЕЙ

ЭТО НОВОЕ ДОПОЛНЕННОЕ ИЗДАНИЕ 2012 ГОДА ВКЛЮЧАЕТ ПОПРАВКИ ПО КОДЕКСАМ 2008-2011.

УСЛОВИЯ ФИКСАЦИИ ПРАВИЛ ЭТОГО ИЗДАНИЯ.
Действует правило двухлетнего замораживания изменений относительно моделей / технических условий моделей, графиков маневров и правил соревнований. Это означает, что в классе F3C следующий раз изменения могут быть согласованным в 2013 году для применения с января 2014.
Единственное исключение из этого правила - это неотложные вопросы безопасности, важные разъяснения правил и правила шума.

Эти правила является авторизованным переводом издания FAI Section 4 - Aeromodelling Volume F3 Radio Control Model Helicopters 2012 Edition с адаптацией к требованиям национальных чемпионатов и кубков. Эти правила могут использоваться Авиамодельными Федерациями и / или другими лицами и организациями исключительно по письменному разрешению автора. Исправления и изменения в эти правила может вносить только автор. При использовании этих правил полностью или частично, ссылка на автора обязательна.

Все права принадлежат (С) Клуб Радиоуправляемых Моделей Вертолетов.
Подготовлено ФАИ СМК Деригин Д.В. на основе
FAI Section 4 - Aeromodelling Volume F3 Radio Control Model Helicopters 2012 Edition
Киев, 2012

КЛАСС F3С
Технические предписания для Радиоуправляемых моделей вертолетов

5.4. Вертолеты класса FЗС

5.4.1. Описания радиоуправляемых вертолетов
Радиоуправляемый вертолет является моделью тяжелее воздуха, которая получает движущую силу для подъема и горизонтального движения от роторной системы, вращающейся вокруг номинально вертикальной оси (или осей). Разрешаются фиксированные горизонтальные поддерживающие поверхности до 4% площади охваченной несущим ротором (роторами). Разрешается фиксированный или регулируемый стабилизатор до 2% площади охваченной несущим ротором (роторами). Вертолетами не считаются аппараты на воздушной подушке, экранопланы, конвертопланы или самолеты, которые зависают в воздухе благодаря воздушным потокам от пропеллера, отклоняющихся вниз.

5.4.2. Производитель модели
Настоящий пункт не применяется к классу FЗС.

5.4.3. Общие характеристики
А) Площадь: Площадь, которую охватывает несущий ротор не может превышать 250 дм2. Для вертолетов, имеющие несколько роторов, оси которых расположены друг от друга на диаметр больше одного ротора, общая, охваченная двумя роторами площадь не должна превышать 250 дм2. Для вертолетов, имеющие несколько роторов, оси которых расположены друг от друга меньше, чем на диаметр одного ротора, площадь, охваченная двумя роторами (учитывая площадь совмещение только раз) не может превышать 250 дм2. Хвостовой ротор должен иметь привод от главного ротора и не использовать отдельный мотор.
Б)  Вес: Вес модели (с топливом / с батареями) не должен превышать 6,5 кг.
В)  Мотор: Максимальный рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не ограничен.
Электрические двигатели ограничиваются максимальным (без нагрузки) напряжением 51 В.
Г) Гироскопы: Запрещается использование прибора автоматической стабилизации, который использует внешние связи. Запрещается использование запрограммированных маневров полета.
Использование электронных гироскопов ограничивается вращением вокруг оси отклонение от направления движения. Организаторы внутренних чемпионатов могут разрешить использование моделей с гироскопами установленными по осям вращения, крена и тангажа. Использование таких моделей должно быть выделено в отдельную группу свободного подкласса.
Д)  Лопасти ротора: Металлические лопасти главного и хвостового роторов запрещены.

5.4.4. Ограничения шума
Измерения уровня шума должны быть сделаны до начала соревнований, лучше в течение дня официальной подготовки. Уровень шума должен измеряться на расстоянии 3 м при зависании вертолета на 2 м над центром круга диаметром 2 м. Должен быть дистанционный микрофон, установленный на штатив. Обороты двигателя (RPM) должны быть такие же, как в течение стадии зависания графиков полетов. В течение измерения вертолет должен вращаться на 360 градусов, чтобы определить максимальный уровень шума. Уровень звукового давления не должен превышать 87 dB (A) на мягкой (травяной) поверхности или 89 dB (A) на твердой (асфальт, цемент и т.д.) поверхности. Если в течение первого измерения лимит уровня шума превышается, надо сделать два дополнительных измерения, чтобы установить точное превышение уровня шума. Конкурсант может настроить вертолет или систему глушителя, чтобы снизить уровень шума и, после установления приемлемого уровня, ему будет разрешено летать. Если же уровень шума не может быть сниженным до или ниже лимита уровня шума, данной модели не будет позволено принимать участие в соревнованиях. Измерительное оборудование должно быть откалиброваны по шкале уровня звукового давления dB (A), который определяется действующими стандартами. Если же критерии измерения не могут быть обеспечены, все измерения имеют только консультативный характер и никто из конкурсантов не может быть снят с соревнований.

5.4.5. План территории соревнований
См. Рисунок 5.4. А. Если используется два старта (две полетных зоны), то расстояние между ними должно бать не менее 500 м при расположении один за другим, или 1000 м при расположении в ряд.

5.4.6. Количество помощников
Для каждого конкурсанта разрешается только один механик / вызывающий. Механик / вызывающий должен сообщать о начале, окончании и названии каждого маневра, он может информировать пилота о направлении ветра, оставшемся времени, близости к запретным зонам и выходе из зоны полета. Механик / вызывающий не должен действовать как тренер. Организаторы команды могут наблюдать за полетом с места за 5 метров позади судей и в отдалении от старт-бокса. Организаторы команды могут быть механиками / вызывающими, если нет отдельного человека для этого.

5.4.7. Количество моделей
Допустимое количество моделей для одного конкурсана - две (2). Модели 1 и 2 можно обменивать только в пределах старт-бокса. Обе модели должны использовать одну и ту же радио частоту.

5.4.8. Количество полетов
Каждому конкурсанту предоставляется право на четыре (4) официальных полета (тура, раунда). Количество официальных полетов может быть уменьшено (но не менее трех (3)) по решению организаторов и судей по условиям соревнований.

5.4.9. Определения официального полета
Существует официальный полет (тур, раунд), когда конкурсант официально вызывается. Полет может быть повторен на усмотрение судей, когда модель не стартует через какую-то непредсказуемую причину, не зависящую от конкурсанта. Например:
а)  Полет невозможен безопасно в пределах установленного периода времени.
б)  Конкурсант может доказать, что полету мешали внешние причины.
с) Судейство невозможно по причинам, не зависящим от конкурсанта (проблемы с моделью, двигателем или радио не считаются).
В таких случаях полет должен быть повторен в максимально возможно короткое время. Конкурсант может отказаться от повторного полета.

5.4.10. Подсчет баллов
Каждый маневр получает оценку в количестве баллов от 0 до 10 (с точностью до 0,5) от каждого судьи. Для каждого конкурсанта предоставляется лист подсчета баллов - полетный лист. На этом листе указывается номер конкурсанта (нежелательно указывать имена и фамилии). Любой незавершенный маневр оценивается в ноль (0) баллов. Если маневр оценивается в ноль баллов, это должно быть согласовано среди всех судей. На поле должно находиться официальное лицо, наблюдающее за соблюдением запретной зоны. Запретная зона - заштрихованная зона на рисунке 5.4.А позади линии судей. Эта линия распространяется до бесконечности слева, справа и назад. При перелетах запретной зоны должен подаваться хорошо видимый или отчетливо слышный сигнал. На конкурсантов, перелетевших в эту зону, будет наложен штраф в виде оценки (0) баллов за текущий полет. Однако, в течение тура судьи должны выставлять баллы за все маневры. Если произошл перелет, сумма счета тура будет удалена из всех листов после полета. Также счет аннулируется, если:
а) Конкурсант пилотирует модель, которая уже летала в этих же соревнованиях с другим конкурсантом, или же пилотирует модель, не соответствующую определению и общим характеристикам радиоуправляемой модели вертолета.
б) Конкурсант не сдал передатчик, либо использует любой передатчик в течение соревнований без разрешения (не для передатчиков спектрум-сигнала).
в)  Конкурсант начинает полет модели не со старт-бокса.
г) Конкурсант получает свой передатчик до официального вызова (не для передатчиков спектрум-сигнала).

5.4.11. Классификация
После завершения четырех официальных туров, лучшие три результата будут использованы, чтобы определить место конкурсанта. При меньшем количества туров (три) все результаты будут использованы, чтобы определить место конкурсанта. Все результаты для каждого тура будут нормализованы к 1000 к лучшему результату тура. То есть лучший результат каждого тура принимается как 1000, остальные результаты пропорционально пересчитываются к нему. Сумма результатов туров, нормализованных к 1000, и разделенная на количество туров, определит победителя и призеров соревнований. В случае совпадения суммы баллов между двумя или несколькими призерами для них назначается дополнительный тур, который определяет победителя.

5.4.12. Судейство
Организатор должен назначить группу из трех или пяти судей и определить среди них Главного Судью.
а) Должны быть проведены тренировочные полеты для судей с обсуждениями непосредственно перед соревнованиями.
б) Система подсчета должна быть организована таким образом, чтобы конкурсанты и зрители могли ясно видеть или слышать баллы, присужденные всеми судьями после каждого раунда. Запись на листке баллов должен быть сделан судьями самостоятельно.
Организатор может разрешить консолидированное судейство – если судьи согласовывают единую оценку за каждый маневр. В этом случае, одним из судей ведется один (консолидированный) лист подсчета баллов.

5.4.13. Организация

ПЕРЕДАТЧИК
Рекомендовано использование передатчиков с спектрум-сигналом.
Передатчики с спектрум-сигналами изымать не обязательно. Другие передатчики изымаются и предоставляются пилотам только перед стартом на время полета.

ПОРЯДОК ПОЛЕТА
Порядок полета в первом раунде определяется жеребьевкой, принимая во внимание, что частота не должна следовать за частотой (не для передатчиков спектрум-сигнала) и член команды не должен следовать за членом той же команды. Порядок полетов второго, третьего и четвертого раундов будет начинаться в том же порядке или будет начинаться со второй, третьей и четвертой четверти первоначального порядка.

ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ
Конкурсант должен быть вызван минимум за 5 минут до того как он должен зайти в старт-бокс. Старт-бокс имеет 2 метра в диаметре и располагается в стороне от линии полета, зрителей, конкурсантов. Когда время полета предыдущего конкурсанта достигает 6 минут, судья дает разрешение запускать двигатель. Конкурсанту предоставляется 5 минут, чтобы запустить двигатель и сделать последние регулировки. Модель может только зависать в старт-боксе на 2 м и не должна вращаться более чем на 180 градусов влево или вправо относительно конкурсанта. Если модель вращается более чем на 180 градусов, полет прерывается. Конкурсант в старт-боксе должен уменьшить обороты своего двигателя до холостых, когда предыдущий конкурсант закончил третий с конца маневр. Если конкурсант не готов после 5 минут подготовки, ему разрешается закончить свои регулирования в старт-боксе; однако, время его полета начнется в конце 5-минутного интервала.

ВРЕМЯ ПОЛЕТА
Время полета 10 минут начинается когда конкурсант оставляет старт-бокс с разрешения судьи. Если установленное время заканчивается раньше завершения маневра, то этот маневр и все остальные последующие маневры будет оценена в ноль баллов.
ОГРАНИЧЕНИЯ
Конкурсант должен направлять свою модель со старт-бокса прямо к (и приземлять на) взлетно-посадочной площадке после того, как она оставила старт-бокс. Модель должна лететь на уровне 2 м без маневрирования (вращение больше, чем на 180 градусов относительно конкурсанта не допускаются). Перед объявлением первого маневра, пилот может разместить вертолет так, чтобы приспособиться к ветру сделав один взлет и посадку.
Если мотор остановится, пилоту дается возможность вернуться в старт-бокс и повторно запустить его. Если мотор остановится виторой раз, то полет будет аннулирован.

ПРЕРЫВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Если ветер перпендикулярнный к линии полета превышает 8 мс / с в течение как минимум 20 секунд, полет должен быть прерван. Полет будет повторяться и соревнования продолжаться, как только ветер спадет ниже. Если ветер не утихает до заваешення тура, то тур и все результаты будут аннулированы.
Время проведения нового тура будет определяться организатором и судьями.
Соревнования могут бать прерваны в случае нарушения правил безопасности. Каждый участник соревнований при регистрации обязуется добросовестно соблюдать правила безопасности определениях в этом издании и дополнительно объявленных судьями и организаторами соревнований. За нарушение этих правил конкурсант может быть дисквалифицирован с соревнований решением судей или организаторов. Ответственность за нарушение правил безопасности каждый конкурсант несет лично.

5.4.14. Графики маневров

ПРОГРАММА ПОЛЕТА
Программа полета состоит из Графика Маневров П с десятью (10) маневрами (см. Приложение - FЗС ОПИСАНИЕ МАНЕВРОВ).

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Конкурсант должен стоять в круге 2 метра диаметром (обозначен P на Рисунке 5.4.А - План Территории Соревнований FЗС), которое размещается на расстоянии 6 метров перед центральным судьей. Перед стартом первого маневра конкурсант должен с высоты 2 м приземлить и разместить модель на взлетно-посадочная площадке диаметром 1 м. Модель может быть направлена влево или вправо, но должно быть параллельной по линии судей. Маневры должны выполняться так, как описано, с посадками лишь там, где указано. После завершения маневров зависания конкурсанту разрешается один свободный пролет для подготовки последовательности полета. Все маневры высшего пилотажа должны выполняться в воздушном пространстве, который хорошо виден судьям. Этот воздушный простор определяется полем зрения до 60 градусов над горизонтом и между линиями 60 градусов вправо и влево от судей 1 и 5. Несоблюдение этого правила будет наказан потерей очков. Маневры высшего пилотажа должны выполняться в плавной последовательности и маневры должны выполняться при каждом пролета перед судьями. Нет никаких ограничений относительно обращенных маневров и маневров разворота. Конкурсант должен выполнять каждый занесенный в список маневр только один раз в течение полета. Конкурсант или его вызывающий должны объявлять название, начало и завершение каждого маневра. Если какой-то маневр выполняется вне последовательности, он оценивается в ноль баллов, и все последующие маневры также в ноль баллов. Перед маневром авторотации конкурсанту разрешается еще один свободный пролет, чтобы приспособиться к возможному изменению направления ветра.

5.4.15. ОПИСАНИЕ МАНЕВРОВ
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 5Д

5.4.16. ТЕРРИТОРИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 5А

5.4.17. ПОСОБИЕ ДЛЯ СУДЕЙ
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 5Е

ПРИЛОЖЕНИЕ 5А
ПЛАН ТЕРРИТОРИИ СОРЕВНОВАНИЙ F3C
Рисунок 5.4.А - План территории соревнований F3C.



Flight path - линия полета
Height of flags - высота флажков
Halfway lines - линии на середине расстояния
Helipad - взлетно-посадочная площадка
120 degree window - окно 120 градусов
Model entry path - линия вхождения в маневр
Preferred noontime sun direction - желательное направление полуденного солнца
Press - пресса
FAI Judges судьи FAI
Prohibited flying area - запрещена для полетов зона
Start - старт
Officials, pilots & mechanics only - только для официальных лиц, пилотов и механиков
Shelter - накрытие
Spectators - зрители 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5Д
ОПИСАНИЕ МАНЕВРIВ F3C
Ниже дан список графиков маневров с начальными и конечными направлениям (ПрПр = Против ветра - Против ветра; ПоПо = По ветроу - По ветру; ПоПр = По ветру - Против ветра; ПрПо = Против ветра - По ветру) каждого маневра в отношении ветра, как указано. Направление маневров к ветру является рекомендованным, конкурсант может выполнять маневры не обязательно в указанном к ветру направлении. Конкурсант имеет 10 минут, чтобы выполнить график маневров. График «П» будет выполняться во время всех туров.

График «П» (Schedule P)

П1. Фигура «М» с полупируэтами - против ветра / против ветра
FIGURE "M" WITH HALF PIROUETTES - (UU)
П2. Половина круга с пируэтом - против ветра / против ветра
SEMI CIRCLE WITH PIROUETTE - (UU)
П3. Диамант 3 - против ветра / против ветра
DIAMOND 3 - (UU)
-Пролет (Fly By)-
П4. Кубинская восьмерка с половинами 4-сегментной бочки - по ветру / по ветру
CUBAN 8 WITH HALF 4 POINT ROLLS - (DD)
П5. Отстрел с обратной бочкой - против ветра / против ветра
PULLBACK WITH BACKWARD ROLL - (UU)
П6. Кобра с обратным сальто на ¾ - по ветру / по ветру
COBRA ROLL WITH ¾ PUSHED FLIP - (DD)
П7. Свеча с двумя полубочками и половиной обратного сальто - против ветра / против ветра
CANDLE WITH TWO HALF ROLLS, HALF PUSHED FLIP - (UU)
П8. Две бочки в разных направлениях с 2-сегментами - по ветру / по ветру
TWO OPPOSITE TWO POINT ROLLS - (DD)
П9. Внутренняя петля с пируэтом - против ветра / против ветра
INSIDE LOOP WITH PIROUETTE - (UU)
-Пролет (Fly By)-
П10. Авторотация с двумя поворотами на 90 градусов - по ветру / против ветра
AUTOROTATION WITH TWO 90 º TURNS - (DU)

5Д.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Маневры показаны в иллюстрированной форме на рисунках графика П для случая, когда направление ветра слева направо. Следующие описания касаются всех маневров и, в случае их невыполнения, оценки будут снижены.
Если маневр не распознается, счет должен быть ноль (0) баллов. Подъемы и снижения на взлетно-посадочную площадку должны быть вертикальными. В маневрах зависания все остановки должны быть продолжительностью от 2 секунд (если отдельно не указано другое). Маневры зависанния начинаются и оканчиваются на высоте 2 м. Пируэты должны выполняться с постоянной скоростью. Пируеты выполненные в ошибочном направлении оценивают маневр в нуль (0) баллов. Циклические и линейные сегменты зависания должны выполняться при постоянной скорости. Маневры зависания должны начинаться, когда нос модели направлен влево или вправо и выполняться комплексно (стартовое направление должен быть одинаковым для каждого маневра зависания). Конкурсант должен стоять в пределах круга 2 метра диаметром, обозначенного "Р" на Рисунке 5.4.А, на протяжении всех маневров. Все маневры высшего пилотажа должны начинаться и заканчиваться в направлении, назначенном прямой и ровной линией полета, около 10 метров длиной. Вход и выход должен быть на той же высоте и в том же направлении. Петли и части петель должны быть округлыми и иметь тот же диаметр. Последовательные петли должны быть в одном месте и плоскости. Бочки должны выполняться при постоянной скорости. Последовательные бочки должны выполняться с той же скоростью вращения и должны быть на той же высоте. На протяжении всех маневров высшего пилотажа конкурсант должен содержать свою модель на высоте минимум 10 метров. Маневры высшего пилотажа должны направляться в центр горизонтального поля зрения 120 градусов. За выполнение маневров на большой высоте или расстоянии больше 100 м от судей, когда маневр плохо различается, баллы будут снижены. По спорным вопросам следующий текст имеет преимущество над рисунками Графика П.

5Д.2 ОПИСАНИЕ МАНЕВРОВ И ГРАФИКОВ F3C

П1. Фигура «М» с полупируэтами - против ветра / против ветра
FIGURE "M" WITH HALF PIROUETTES - (UU)
Модель (далее М) набирает высоту вертикально до 2 м и останавливается. Потом задним ходом летит к флажку 1 (2) и останавливается. Затем М поднимается вертикально на 2,5 м, одновременно выполняя пируэт 180 °, и останавливается на 1 сек, продолжает восхождение выполняя 180 º пируэт и останавливается на 5 м. М снижается под углом 45 ° до 2,5 м одновременно выполняя пируэт 180 ° , и останавливается на 1 сек, продолжает снижение выполняя 180 º пируэт и останавливается на 2 м над взлетно-посадочным площадкой. М поднимается под углом 45 ° до 2,5 м одновременно выполняя пируэт 180 °, и останавливается на 1 сек, продолжает подъем выполняя 180 º пируэт и останавливается на 5 м. Затем М снижается вертикально на 2,5 м, одновременно выполняя пируэт 180 ° , и останавливается на 1 сек, продолжает спуск выполняя 180 º пируэт и останавливается на 2 м над флажком. После этого М летит задним ходом к взлетно-посадочной площадки и останавливается. М снижается вертикально и приземляется на площадку. Все пируэты 180 ° должны бать выполнены в любом направлении.

П2. Половина круга с пируэтом - против ветра / против ветра
SEMI CIRCLE WITH PIROUETTE - (UU)
М взлетает вертикально на 2 м и останавливается. Потом задним ходом летит к флажку 1 (2) и останавливается. М выполняет половину вертикального круга с радиусом 5м с одновременным полным пируэт в любом направлении до высоты 2 м над флагом 2 (1) и останавливается. М летит обратно к вертолетной площадке и останавливается. М снижается вертикально и приземляется на площадку.

П3. Диамант 3 - против ветра / против ветра
DIAMOND 3 - (UU)
М взлетает со взлетно-посадочной-площадки и зависает на 2 м. Модель двигается назад и набирает высоту 2,5 м по прямой линии одновременно выполняя 90 º пируэт (нос на пилота) и останавливается над флагом 1 (2). М поднимается в сторону центра 2,5 м по прямой линии и останавливается над вертолетной площадкой. М выполняет 360 º пируэт в любом направлении и останавливается. М спускается в сторону 2,5 м по прямой линии и останавливается над флагом 2 (1). М спускается 2,5 м по прямой линии к центру одновременно выполняя 90 º пируэт в направлении, противоположном первому и останавливается на 2 м над вертолетной площадкой. М снижается и приземляется на взлетно-посадочную площадку.

П4. Кубинская восьмерка с половинами 4-сегментной бочки - по ветру / по ветру
CUBAN 8 WITH HALF 4 POINT ROLLS - (DD)
М летит прямо и ровно минимум 10 м и выполняет внутреннюю петлю 5 / 8. Когда М перевернута и снижается под углом 45 ° она выполняет половину 4-сегментной бочки (180 º переворот с точками фиксации на 90 º) в любом направлении и входит во внутреннюю петлю ¾. Когда М снова в перевернутом положении спускается под углом 45 °, она выполняет половину 4-сегментной бочки (180 º переворот с точками фиксации на 90 º) в любом направлении и заканчивает неполную петлю в вертикальной позиции. М летит прямо и ровно минимум 10 м.

П5. Отстрел с обратной бочкой - против ветра / против ветра
PULLBACK WITH BACKWARD ROLL - (UU)
М летит прямо и ровно 10 м и, после пересечения центральной линии, входит в маневр с вертикальным подъемом. После остановки М ускоряется и выполняет четверть сальто 90 º вперед и выполняет полную обратную бочку на постоянной высоте. За ней следует еще четверть сальто 90 º вперед к остановке носом вниз. Затем М снижается по пути, который является зеркальным отражением пути начала маневра. После спуска М летит в направлении и на той же высоте, что и в начале маневра. М летит еще 10 м, чтобы закончить маневр.

П6. Кобра с прямым сальто на ¾ - по ветру / по ветру
COBRA ROLL WITH ¾ PUSHED FLIP - (DD)
М летит прямо и ровно 10 м и входит в подъем под углом 45 °. После 5 м минимального прямого сегмента М выполняет полубочку в любом направлении и в перевернутом положении продолжает подъем под углом 45 ° еще минимум 5 м. В этой точке М останавливается и делает 270 º прямого стационарного сальто и входит в спуск под углом 45 ° в перевернутом положении, и после 5 минимальных метров прямого сегмента выполняет другую полубочку в любом направлении. М продолжает снижаться минимум 5 м, затем выравнивается к начальной высоте полета и летит в течение 10 м, чтобы закончить маневр.

П7. Свеча с двумя полубочками и половиной прямого сальто - против ветра / против ветра
CANDLE WITH TWO HALF ROLLS, HALF PUSHED FLIP - (UU)
М летит прямо и ровно минимум 10 м, затем переходит к вертикальному подъему 5 м минимум, за которым следует полубочка, после которой следует подъем на 5 м минимум. На вершине М выполняет половину прямого сальто из двух частей так, чтобы первая происходила во время подъема а вторая половина происходила во время спуска. М переходит к вертикальному спуску 5 м минимум, за которым следует полубочка, после которой идет спуск на 5 м минимум. Затем М переходит к горизонтальному полету на той же высоте и в том же направлении, как в начале маневра и летит в течение 10 м, чтобы закончить маневр.
Примечание: М должна быть горизонтальной в верхней части.

П8. Две бочки в разных направлениях с 2-сегментами - по ветру / по ветру
TWO OPPOSITE TWO POINT ROLLS - (DD)
М летит прямо и ровно минимум 10 м. М выполняет полубочку 180 º в любом направлении и продолжает перевернутый полет 1 секунду. М выполняет вторую полубочку 180 º в том же направлении и продолжает полет 1 секунду. М выполняет третью полубочку 180 º в противоположном направлении и продолжает перевернутый полет 1 секунду. М выполняет четвертую полубочку 180 º в том же направлении и продолжает полет. Маневр заканчивается 10 м прямого и горизонтального полета.

П9. Внутренняя петля с пируэтом - против ветра / против ветра
INSIDE LOOP WITH PIROUETTE - (UU)
М летит прямо и ровно 10 м минимум. М выполняет петлю внутрь с 360 º пируэтом в движении с минимальной длительностью 2 секунды. Пируэт выполняется в любом направлении. Маневр заканчивается 10 м прямого и горизонтального полета.

П10. Авторотация с двумя поворотами на 90 градусов - по ветру / против ветра
AUTOROTATION WITH TWO 90 º TURNS - (DU)
М летит на высоте минимум 20 метров. Маневр начинается когда М пересекает мнимую плоскость, которая распологается от центрального судьи через всю взлетно-посадочная площадка. М должен быть в состоянии авторотации, когда она пересекает эту плоскость, мощность двигателя должна быть снижена до холостой или мотор должен быть выключенным в этой точке и модель должна снижаться. Первый поворот 90 ° должен будет сделан когда М прошла 1 / 3 общего расстояния. После этого М должна лететь до следующего поворота, который проводится после того, как М прошла 2 / 3 от общего расстояния. М потом летит прямо к вертолетной площадки. Каждая часть (отрезок) маневра должна быть не менее 10 м в длину. Скорость спуска должна быть постоянной от начала и до точки приземления на вертолетную площадку. Траекторию полета М должна представляться как открытый квадрат, если смотреть сверху, начиная от вертикальной плоскости и заканчивается на линии, проведенной от центра судей и вертолетной площадкой.
Критерии для оценки: см. приложение 5E Пункт 5E.6.10.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5Д
F3C ГРАФИК МАНЕВРОВ «П»
Рисунок 5Д-П



ПРИЛОЖЕНИЕ 5Е
ПОСОБИЕ ДЛЯ СУДЕЙ F3C

5Е.1 ЦЕЛЬ
Целью пособия для судей F3C является обеспечение точного описания главных критериев судейства, а также служить справочником для развития согласованных высоких стандартов судейства.

5Е.2 ПРИНЦИПЫ
Принципы судейства радиоуправляемых моделей вертолетов должны базироваться на безупречности, с которой модель выполняет каждый маневр, как описано в Приложении 5Д.

Главные принципы, используемые для оценки степени совершенства:
1) Точность маневра.
2) Плавность и грациозность маневра.
3) Позиция или демонстрация маневра.
4) Размер маневров относительно друг друга.

Требования представлены в списке в соответствии с их важностью; однако все они должны быть выполненными, чтобы маневр получил высокие баллы.

5Е.3 ПРАВИЛЬНОЕ СОГЛАСОВАННОЕ СУДЕЙСТВО
Наиболее важным аспектом судейства есть согласованность. Каждый судья должен определить свой стандарт и затем поддерживать этот стандарт течение соревнований. Рекомендуется, чтобы организатор соревнований провел конференцию перед началом соревнований, чтобы обсудить судейство таким образом, чтобы его стандарты были настолько унифицированными, насколько возможно. Это можно завершить демонстрационными полетами, которые все судьи оценивают одновременно и лично (про себя). После этих полетов, дефекты в каждом маневре обсуждаются всеми судьями и достигается согласие относительно серьезности дефектов. После того, как начались соревнования, отдельные судьи не должны изменять свой стандарт. Правильность судейства также очень важна. Если разные счета слишком высокие или низкие, они несправедливо отражают выполненый маневр, их согласованность была не достаточна.

5Е.4 КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ МАНЕВРА
Описание каждого маневра есть в Приложении 5Д вместе с частичным списком возможных причин, по которым возможно снижение баллов.

За каждый маневр могут быть снижены баллы в соответствии с:
1) Типом дефекта.
2) Серьезностью дефекта.
3) Количества раз, когда случается одинаковый дефект.
4) Позицией маневра.
5) Размера маневра в отношении других маневров.

Высокий счет может в случае, если не замечено никаких значительных дефектов и маневр правильно расположен. Если есть сомнения, должен быть счет ниже.

5Е.5 РАСПОЛОЖЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА И ЛИНИЯ ПОЛЕТА
Линия полета модели - это траектория его центра тяжести. Расположение - это направление центральной линии фюзеляжа относительно линии полета. Все судейство должно базироваться на линии полета. Отклонение между линей полета и горизонтальной плоскостью не может привышать 10 градусов.

5Е.6 КЛАССИФИКАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СЕГМЕНТОВ МАНЕВРА
Предоставляются следующие критерии, чтобы обеспечить судей пособием по снижению баллов за отклонение от определенных сегментов маневра. Это такие сегменты: взлеты, приземления, остановки, линии, вращения, петли, бочки и горки.
5Е.6.1. Взлеты
Чтобы получить максимальный счет, взлеты должны начинаться с центра круга 1 метра диаметром. Взлеты должны быть плавными и модель вертолета должна подниматься вертикально до 2 м. За не вертикальные подъемы, когда модель вертолета движется вперед или назад на половину длины фюзеляжа, снимают 1 балл.

5Е.6.2. Приземления
Чтобы получить максимальный счет пориземляться нужно в центре круга 1 м диаметром (взлетно-посадочная площадка). Если часть лыж или шасси будет вне круга (но ось ротора указывает внутрь круга, если посмотреть сверху), оценка снижается на 1балл. По приземления вне круга (ось ротора указывает за пределы круга, если посмотреть сверху) оценка снижается на 2 балла за этот и следующий маневры. По невертикальному снижению, когда модель вертолета движется вперед и назад на половину длины фюзеляжа, снимается 1 балл.

5Е.6.3. Остановки
Остановки для маневров зависания должны быть продолжительностью 2 секунды или более. Все остановки должны быть одинаковы по продолжительности. Если остановка длится меньше 2 секунд, следует снять 0,5 балла. Если остановка более 2 секунды, нет никакого снижения баллов если модель не движется.

5Е.6.4. Линии
Для маневров зависания протяженность линий определяется 10-метровым расстоянием. Диагональные линии должны бать выпонены под. правильними углами. Маневры высшего пилотажа должны начинаться и заканчиваться горизонтальными линиями длиной минимум 10 метров. Большая длина горизонтальних и вертикальних линий не должна влиять на счет. Длина линии до и после маневра должна быть одинаковой. 1 балл снимается если замечена разница. Если линия до и после маневра отсутствует, должны быть сняты 2 балла.

5Е.6.5. Вращения (пируэты)
Пируэты выполняются вокруг стационарной вертикальной оси. Если в течение пируэта модель вертолета наклоняется болем чем на 20 градусов – снимается 1 балл. Если во время пируэта модель движется вертикально или в сторону на заметную расстояние, должен быть снят 1 балл. Если вертикальное или боковое движение вертолета значительно (более 25 см), 2 или более баллов должны быть сняты. Если в течение вращения после подъема модель движется заметно сторону, должен быть снят 1 балл. Если модель движется на расстояние большее, чем 25 см, 2 или более баллов снимаются. Если пируэт выполняется в движении, то он должен производиться по линии полета. Пируэты которые выпоняются в не правильном направлении, как указано в описании маневра, такой маневр получает 0 баллов.

5Е.6.6. Петли
Петля, по определению, должна иметь постоянный радиус и, должно быть выполнена в вертикальной плоскости. Она начинается и заканчивается выразительной горизонтальной линией. Каждая петля выполняется без сегментации. За каждый ясно видимый сегмент снимается 1 балл. Если петля не выполняется полностью в вертикальной плоскости, за незначительное отклонение снимается 1 балл, в то время как за более серьезное отклонение следует снимать несколько баллов.

5Е.6.7. Бочки
Скорость вращения должна быть постоянной. За небольшие колебания в скорости вращения должен быть снят 1 балл, в то время как за более серьезные колебания снимается больше баллов. Бочки (включая полу-бочки) должны иметь четкий и выразительный старт и остановку. По невыразительный старт или остановку, снимается 1 балл за каждый.
Время выполнения бочки должно быть не менее указаного в описании маневров (2 секунды).

5E.6.8. Повороты на горке
Повороты хвоста должны быть симметричны, выполняться как половины вращения. Свою очередь, хвост должен останавливаться примерно над валом ротора. Если имеется значительное горизонтальное отклонение, должен быть снят 1 балл. Вход и выход из маневра должны состоять частичных петель с постоянными и равными радиусами.

5E.6.9. Сальто
Сальто (перевороты, флипы) есть стационарные или полетные вращения вокруг поперечной оси M. Направление переворота описаны в соответствии с движением ручки управления (Прямой-Push = нос вниз; Обратный-Pull = нос вверх). В случае стационарного сальто, 1 балл будет вычитаться, если М движется вперед или назад более чем длина фюзеляжа. В случае полета, 1 балл буде вычитаться за отклонение более чем на длину фюзеляжа.

5E.6.10. Авторотация
Авторотацию начинается когда М пересекает мнимую плоскость, которая распространяется от центрального судьи через весь взлетно-посадочная площадка. М должен быть в состоянии авторотацию, когда она пересекает эту плоскость, мощность двигателя должна быть снижена до холостой или двгун должен быть выключенным в этой точке и модель должна снижаться. Во время маневра, скорость переднего движения и скорость спуска должна быть постоянной, а это значит, что угол полета также постоянная. После приземления М должна быть параллельной линии судей. Если траектория полета растягивается, сокращается или отклоняется чтобы достичь круг, балл за маневр должен быть снижен. Хорошая траектория полета дает максимальное количество баллов согласно описанию и будет дополнительно понижена на 1 или 2 балла в зависимости от серьезности отклонения. Если же, например, траектория полета плохая и ясно указывает на посадку рядом с флагом 1 (2), и конечный путь растягивается ради достижения круга, оценка может быть максимум 6 (вне круга), и так же будет дополнительно снижено 2 балла за растяжение траектории, поэтому оценка будет максимум 4. Если бы пилот приземлился вне круга без растяжения, максимальное количество баллов было бы 6. Таким образом, растяжения траектории полета не должна привести к более высоким баллам.
Оценочные критерии авторотации:
Шасси внутри круга 1 м = Максимум 10 баллов.
Вал ротора указывает внутри круга 1 м = Максимум9 баллов.
Шасси внутри круга 3 м = Максимум 8 баллов.
Вал ротора указывает внутри круга 3 м = Максимум 7 баллов.
Вал ротора указывает за круг 3 м = Максимум 6 баллов.

5Е.7. Коррекция ветра
Нужно, чтобы все маневры были скорректированы относительно ветра таким образом, чтобы маневры, описанные в приложении 5Д, соответствовала линии полета модели.

5Е.8 Ррасположение
Все маневры высшего пилотажа должны выполняться внутри угла зрения 60 градусов по вертикали и 120 градусов по горизонтали. За маневры, выполненные не по центру будет снижаться оценка соответственно отклонению. Снижение баллов может быть в пределах от 1 до 4 баллов. Если часть маневра выполняется вне этого воздушным пространства, будет серьезное снижение оценки. Если весь маневр, включая вход и выход с него, выполняется вне этого окна, оценка должна быть ноль баллов. Баллы за маневр, выполненный на таком расстоянии, что его трудно оценить, также должны быть серьезно снижены. Главный критерий здесь - видимость. Но маневр выполнен на расстоянии дальше, чем 100 метров от судей, снижаются баллы в любом случае, потому что, даже самый наметанный глаз начинает терять перспективу на таком расстоянии. 


КЛАСС F3N
Технические предписания для Радиоуправляемых моделей вертолетов вольного стиля

5.11 Вертолеты класса FЗN

5.11.1. Описания радиоуправляемых вертолетов
Радиоуправляемый вертолет является моделью тяжелее воздуха, которая получает движущую силу для подъема и горизонтального движения от роторной системы, вращающейся вокруг номинально вертикальной оси (или осей). Разрешаются фиксированные горизонтальные поддерживающие поверхности до 4% площади охваченной несущим ротором (роторами). Разрешается фиксированный или регулируемый стабилизатор до 2% площади охваченной несущим ротором (роторами). Вертолетами не считаются аппараты на воздушной подушке, экранопланы, конвертопланы или самолеты, которые зависают в воздухе благодаря воздушным потокам от пропеллера, отклоняющихся вниз.

5.11.2. Общие характеристики
Площадь, которую охватывает несущий ротор не ограничена.
Вес модели (с топливом / с батареями) не должен превышать 6,5 кг.
Максимальный рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не ограничен.
Электрические двигатели ограничиваются максимальным (без нагрузки) напряжением 51 В.
Запрещается использование запрограммированных маневров полета.
Металлические лопасти главного и хвостового роторов запрещены.

5.11.3. План территории соревнований
См. Рисунок 5.11. А. На рисунке показана рекомендуемая схема, формы и расстояния, которые должны быть соблюдены по соображениям безопасности.

5.11.4. Количество помощников
Для каждого конкурсанта разрешается только один помощник / вызывающий. Помощник может давать информацию пилоту во время полета.

5.11.5 Количество моделей
Число моделей не ограничивается. Одну модель могут быть использованы несколько пилотов.

5.11.6 Официальный полет
Существуют три различных программы полета: полет Установленных Маневров (Set), полет в Свободном Стиле (Freestyle ) и полет в Свободном Стиле под Музыка (Music). Перед полетом пилот должен быть официально вызван. Модель может быть поднята или отнесена в зону полетов. Полеты Set начинается, когда модель взлетает. Freestyle полет начинаются с момента объявления начала. Пилот имеет право один раз повторно завести двигатель только в полетах Set  и только после авторотации.

5.11.7 Подсчет баллов
Число судей минимум три, и не более пяти. В полете Set за каждый маневр дается оценка от 0 до 10 баллов каждым судьей. Организатор может разрешить консолидированное судейство – если судьи согласовывают единую оценку за каждый маневр. В этом случае, одним из судей ведется один (консолидированный) лист подсчета баллов. Маневр, который не завершен или не выполнен в соответствии с описанием должен оцениваться в ноль (0) баллов. Если маневр набрал ноль баллов, решение всех судей должны быть единодушным. В Freestyle или Music оценка производится после полета в соответствии с оценочными критериями.
В полетах Set, оцениваются маневры, которые будут завершены в полетное время до 8 минут. Если время полета для Freestyle или Music составит менее чем 3 или более чем на 4 минуты, то общая оценка будет снижена на 5%. Полет менее 2 или более 5 минут будет оценен в ноль (0) баллов.

5.11.8 Классификация
После завершения каждого раунда (тура), все результаты будут нормированы к 1000 баллов к самому лучшему полету. То есть лучший результат каждого тура принимается как 1000, остальные результаты пропорционально пересчитываются к нему.
Должно быть два раунда Set и по одному раунду для Freestyle и Music. Тур, получивший наименьшее количество баллов (нормированных к 1000) каждого участника будет исключен из подсчета. Другие баллы суммируются и делятся на количество раундов. Суммарные баллы трех лучших определяют победителя и призеров в личном зачете. Количество официальных полетов может быть уменьшено (но не менее трех (3) - один тур Set, один Freestyle, один Music) по решению организаторов и судей по условиям соревнований. При меньшем количества туров (три) все результаты будут использованы, чтобы определить место конкурсанта.
В случае совпадения суммы баллов между двумя или тремя призерами для них назначается дополнительный тур Set, который определяет лучшего.

5.11.9 Организация
Порядок полета в первом (1) раунде Set определяется жеребьевкой. Полет втором (2) раунде Freestyle, третьем (3) раунде Set и четвертом (4) раунде Music будут начинаться в том же порядке или со второй, третьей и четвертой четверти первоначального порядка.
Время подготовки: участника должны назвать минимум за 5 минут до полета. Модель может только зависать в старт-боксе на 2 м. После того, как предыдущий соперник закончил свой полет, конкурент дается еще минуту в Set b две минуты в Freestyle и Music, чтобы сделать последнюю корректировки или проверки, а затем его время полета начинается.

5.11.10 Программа полета
Безопасность во время полетов и запретные для полета зоны (см. рис 5.11.A) контролируются судьями. Если линии безопасности пересекается моделью, полет прекращается и за раунд засчитывается ноль (0) баллов.
Участник может выбрать свою позицию во время полета со следующими ограничениями:
(А) Модель не должна быть между пилотом и судьями.
(Б) Пилот должен стоять перед судьями.
Несоблюдение этих ограничений будет оштрафовано нулем (0) баллов за тур.
Если во время полета в любом из маневров, часть вертолета, за исключением шасси и хвостового плавника касается земли полет прекращается и тур оценивается в ноль (0) очков. Это не относится к наклону модели после посадки или авторотации.
Соревнования могут бать прерваны в случае нарушения правил безопасности. Каждый участник соревнований при регистрации обязуется добросовестно соблюдать правила безопасности определениях в этом издании и дополнительно объявленных судьями и организаторами соревнований. За нарушение этих правил конкурсант может быть дисквалифицирован с соревнований решением судей или организаторов. Ответственность за нарушение правил безопасности каждый конкурсант несет лично.
Полет Установленных Маневров (Set)
Каждый пилот делает свой выбор из 8 различных маневров из списка маневров (см. пункт 5.11.11). Он не может выбирать различные маневры для каждого раунда Set. Список выбранных маневров Set должны быть переданы организаторам и судьям до начала соревнований в форме заявки пилота. Время полета для туров Set  восемь (8) минут.
Полет в Свободном Стиле (Freestyle)
Каждый участник получает для полета время не менее трех (3) и не более четырех (4) минут. За это время не существует никаких ограничений для полета и маневров, за исключением тех, которые касаются безопасности. Воспроизведение музыки не допускается. Время полета начинается тогда, когда помощник дает характерный сигнал рукой и заканчивается только с другим отличительным сигналом рукой помощника.
Полет в Свободном Стиле под Музыку (Music)
Те же критерии, что и в Freestyle, но c воспроизведением музыки во время полета. Время полета начинается тогда, когда помощник дает характерный сигнал рукой и заканчивается только с другой отличительным сигналом рукой помощника. Если музыка начинается до полета, время полета начинается не позднее, чем через 15 секунд после начала музыки.

5.11.11 Дополнительные маневры.
Применение дополнительных маневров на внутренних чемпионатах не обязательно, и заранее определяется организаторами в каждом конкретном случае.

 
FЗN ПЛАН ТЕРРИТОРИИ СОРЕВНОВАНИЙ
Рисунок 5.11 А - FЗN ПЛАН ТЕРРИТОРИИ СОРЕВНОВАНИЙ
  
  

Flight area – зона полетов
Helipad - взлетно-посадочная площадка
Judges and safety line - линия безопасности
Centre line средняя (центральная) линия
Judges – судьи
Prohibited flying area - запрещена для полетов зона
Start box – стартовый бокс
Preferred noontime sun direction-желательное направление полуденного солнца
Safety fence – ограждение безопасности
Spectators - зрители 


FЗN ПРИЛОЖЕНИЕ 5Ф – Маневры, описания и схемы: набор маневров

Приложение 5Ф - FЗN маневры, описания и схемы

5Ф.1 FЗN Набор маневров, описание
(А) Список Набор содержит тридцать (30) основных, и может содержать до десяти (10) дополнительных маневров.
(Б) Пилот или его вызывающий должен объявить название и время начала и окончания каждого маневра. Все фигуры высшего пилотажа начинаются и заканчиваются с прямого горизонтального полета ок. 10м минимальной длины параллельной линии судей. Все маневры со стационарных положений начинаются и заканчиваются  зависанием минимум на 1 секунду с параллельным положением модели к линии полета. Все маневры (с учетом также вход и выхода) должны быть выполнены симметрично центральной линии. При авторотации двигатель может работать на холостом ходу, но если двигатель продолжает работать и во время посадки на авторотации оценка маневра будет равна нулю (0). Рисунки в пункте 5.11.12 иллюстрируют маневры, в случае возникновения спора следующий текст имеет приоритет над эскизами. Все маневры могут быть выполнены и в противоположном направлении, чем показано на рисунках.

Номер/Описание/К-фактор

1.1 Внутренняя петля К3,5
Inside loop
Модель (М.) летит в прямом полете выполняет внутреннюю петлю

1.2 Перевернутый пируэт К4,0
Inverted pirouette
М. висит в перевернутом положении и выполняет медленно (не менее 4 секунд) 360 ° пируэт, сохраняя боковое положение.

1.3 Круг назад К4,0
Backward circle
М. летит назад (хвостом вперед) в прямом полете и выполняет горизонтальный круг симметрично центральной линии.

1.4 Двойной иммельман К4,0
Double Immelmann
M. летит в прямом полете, выполняет половину внутренней петли, и сразу после нее половину бочки и снова летит в прямом полете. После прямолинейного полета около 20 метров M. выполняет половину внешней петли, и снова сразу после нее половину бочки и летит в прямом полете.

1.5 Двойная бочка назад К4,5
Double roll backwards
М. летит в прямом полете назад (хвостом вперед) и выполняет две последовательных бочки.

1.6 4-точечная бочка К4,5
4-point roll
М. летит в прямом полете, а затем выполняет 4-точечную бочку, разделенную на видимые одинаковые части.

1.7 Внешняя петля с полубочками К5,0
Outside loop with half rolls
М. выполняет полубочку и летит в перевернутом полете горизонтальный видимый отрезок, а затем выполняет внешнюю петлю (вверх). После  петли М. снова летит горизонтальный видимый отрезок, а затем выполняет полубочку и летит и летит в прямом полете.

1.8 Перевернутая горизонтальная восьмерка К5,0
Inverted horizontal eight
М. входит в перевернутый полет параллельно к линии судей, осуществляет 90° поворот от пилота и летит над центральной линией, а затем выполняет горизонтальную восьмерку, состоящую из двух кругов 360 °.

1.9 Пируэт на ноже назад К5,5
Backward knife edge pirouette
М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед), переходит к небольшому подъему (до 15 °) и осуществляет 1/4 бочки. После пролета видимого отрезка M. выполняет 360° пируэт, затем пролетает другой видимый отрезок и делает 1/4 бочки в направлении, противоположному первому, и продолжает прямой полет назад.

1.10 Четыре передних полу-сальто К5,5
Four pushed half flips
М. висит в прямом положении, а затем выполняет четыре половины передних сальто (вперед) отделенных друг от друга зависание 2 секунды. М. сохраняет свою позицию в ходе маневра.

1.11 Тик-Так (Метроном) К6,0
Tic-toc (Metronome)
М. висит в прямом положении, затем поворачивается (нос вверх) около 135 °. Затем она начинает качаться поочередно около поперечной оси примерно на 90 ° вперед или назад. Обе крайние  45 ° позиции должны быть достигнуты по крайней мере три раза. Хвостовой ротор остается практически в одном положении во время маневра (и является осью, вокруг которой качается модель).

1.12 Разворот на горке на 360 ° с бочкой К6,0
360°- turn with roll
М. входит в прямой полет вперед и выполняет четверть внутренней петли и входит вертикальный подъем. Сразу после остановки M.  выполняет 360 ° пируэт и вертикально движется вниз (хвостом вперед), затем снова выполняет четверть внутренней петли и перейдя в прямой полет назад выполняет бочку назад (хвостом вперед).

1.13 Обратная петля К6,5
Backward loop
М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед) и выполняет петлю с хвостом вперед, причем хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.14 4-точечная бочка назад К6,5
 4-point roll backwards
М. входит в прямой полет  назад (хвостом вперед)  а затем выполняет 4-точечную бочку, разделенную на видимые одинаковые части.
а затем выполняет 4 рулона квартал, разделенных каждый на узнаваемые отрезок той же продолжительности.  Хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.15 Перевернутая авторотация К7,0
Inverted autorotation
М. поднимается на  высоту не менее 30 метров в перевернутом полете. Двигатель должен быть выключен или переведен на холостой ход . М. спускается в перевернутом полете в состоянии авторотации в течение 5 секунд. Затем принимает прямое положение, либо полу-бочкой либо полу-сальто и спускается с мягкой посадкой на вертолетную площадку. В момент посадки мотор не работает.

1.16 Круг с бочками К7,5
Rolling circle
М. выполняет горизонтальный круг одновременно с последовательными бочками. Скорость  движения по кругу, скорость вращения (бочек)  и радиус окружности должны быть постоянными.

1.17 4 радуги с полу-бочками К7,5
4 rainbows with half rolls
М. выполняет радугу (симметричный полукруг в вертикальной плоскости по оси полета), с видимой остановкой, и при остановке выполняет стационарную полу-бочку. Затем М. входит в другую радугу, останавливается на позиции начала маневра, и снова  выполняет стационарную полу-бочку. Выполняется четыре радуги четыре полу-бочки.

1.18 Воронка К7,5
Funnel
М. входит в перевернутом полете и выполняет четверть пируэта. Затем M. выполняет три наложенных круга в движении боком в перевернутом полете с наклона диска ротора по крайней мере 45 градусов от горизонтальной плоскости. Диаметр круга должен быть не менее 10 метров.

1.19 Змея К8,0
Snake
М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед), а затем описывает извилистые линии выполняя поочередно в прямом и перевернутом полете противоположные сегменты кругов одинакового диаметра и длины. Должно быть не менее четырех полных сегмента, а длина маневра должен быть не менее 50 метров.

1.20 Тройное сальто с пируэтами К8,0
Triple pirouetting flip
М. висит, а затем начинает пируэты. Одновременно или после одного пируэта M. начинает переворачиваться в сальто три раза, и она одновременно продолжает выполнять пируэты. Должен быть хотя бы один пируэт в течение каждого 360 ° сальто (2 пируэта показано на рисунке). Повороты должны быть с постоянной скоростью, а М. сохраняет свою позицию в ходе маневра.

1.21 Кубинская восьмерка назад К8,0
Cuban eight backwards
М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед)  и выполняет 5/8 внутренней петли до положения наклона 45 °. М. выполняет полу-бочку, а затем другую часть внутренней петли до положения наклона 45 °. М. снова выполняет полу-бочку. М. завершает маневр и снова входит в прямой полет назад. Хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.22 Петля с пируэтами К8.5
Pirouetting loop
М. входит в прямой полет и начинает выполнять пируэты. Затем он выполняет петлю, постоянно вращаясь вокруг оси направления. Во время выполнения петли должно быть сделано по крайней мере от 2 до 6 пируэтов. Пируэты должны быть распределены равномерно по периметру петли.

1.23 Круг назад с бочками К8.5
Backward rolling circle
М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед) и выполняет горизонтальный круг одновременно с последовательными бочками. Скорость  движения по кругу, скорость вращения (бочек)  и радиус окружности должны быть постоянными. Хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.24 Диамант (баварский ромб) К8.5
Diamond (Bavarian rhomb)
М. входит в прямой полет и на средней линии выполняет на 45 ° переднее сальто и входит в 45 ° подъем вперед, по крайней мере, 20 метров длиной. После этого М. выполняет переднее сальто на 90 ° и в перевернутом положении поднимается еще на 20 метров под углом 45 ° назад до средней. М.  выполняет следующее переднее сальто на 90 °. Затем происходит спуск назад под 45 °,  следующее переднее сальто на 90 ° и заключительный спуск вперед к центральной линии, а затем М. выходит из маневра в прямой полет. В  точках преломления подъемов и спусков  траектории движения должны быть практически перпендикулярны друг-другу.

1.25 Двойной 4-точечный Тик-Так К9,0
Double 4-point Tic-toc
М. висит, а затем поворачивается (нос вверх) около 135 °. Затем М. начинает качаться поочередно около поперечной оси примерно на 45 ° в каждом направлении. После первого полного колебания в 45 ° позиции (один тик-так) М. выполняет четверть пируэта. М. выполняет еще один полный тик-так в этом положении, затем снова выполняет еще четверть пируэт и так далее, пока не выполнены два полных пируэта во время выполнения тик-таков.

1.26 Воронка с пируэтами К9,0
Pirouetting funnel
М. входит в перевернутый полет, а затем начинает выполнять пируэты с одновременным выполнением трех наложенных кругов в боковом перевернутом полете с наклоном диска ротора по крайней мере 45 градусов от горизонтальной плоскости. Диаметр круга должен быть не менее 10 метров и должно быть по крайней мере три пируэта во время каждого круга.

1.27 Воронка с полу-бочкой К9,5
Funnel with half rolls
М. входит в перевернутый полет и выполняет четверть пируэта. Затем М. выполняет три наложенных кругах в боковом перевернутом полете с наклоном диска ротора по крайней мере 45 градусов от горизонтальной плоскости. После каждой половины воронки, кроме последней, M. выполняет половину бочки. Через три воронки (и пять полу-бочек) M. выходит в горизонтальный прямой полет. Диаметр круга должен быть не менее 10 метров.

1.28 Квадрат из радуг К9,5
Square of rainbows
М. висит и входит в маневр с радугой, то есть на вертикальную дугу с полукруглой траекторией полета не менее 10 метров диаметром. На вершине радуги M. выполняет половину сальто/бочки вокруг оси, вертикально на данный момент (например, радуга вокруг хвоста или носа – полу-бочка, а радуга через бок модели – полу-сальто) заканчивает первую радугу и зависает. Затем М. входит в другую радугу (не меняя курса нос-хвост) с новой половиной сальто/бочки посредине, и так далее радуги попеременно относительно продольной и поперечной оси, пока не достигнет в исходное положение после четвертой радуги. Четыре позиции висения между радугами располагаются по краям квадрата не менее 10 метров.

1.29 Тик-так с пируэтами К10,0
Pirouetting tic-toc
М. висит, а затем поворачивается (нос вверх) около 135 °. Затем М. начинает качаться попеременно вокруг боковой или продольной оси примерно на 45 ° в каждом направлении, одновременно выполняя пируэты с постоянной скоростью. М. может начать пируэтами до или после 135 ° положения. Обе крайние позиции 45 ° должен быть достигнут как минимум три раза (то есть три тик-так), а также должен быть хотя бы один полный пируэт на каждый тик-так.

1.30 Глобус с пируэтами К10,0
Pirouetting globe
М. входит в прямой полет, а затем выполняет четыре петли с пируэтами. Во время каждого цикла, траектории полета постоянно меняется таким образом, что нижняя точка поворачивается на 45 ° (вид сверху) с каждой новой петлей. M. выходит из маневра на той же высоте, но в обратном направлении к его началу. Во время каждой петли, М. должна выполнять по крайней мере два пируэта.


F3N ПРИЛОЖЕНИЕ 5Ф
Графики Установленных Маневров (SET)

5Ф.2 Графики Установленных Маневров (Set) 1-30






5Ф.3 FЗN дополнительный список маневров
Дополнительный список маневров будет определяться в начале каждого нового года. Дополнительные маневры будут помечены B1 до B10.
Каждый год дополнительно маневры будут изменены, чтобы приспособиться к быстро меняющемуся FЗN классу. Организаторы соревнований FЗN должны выбрать и объявить маневры из нового списка по крайней мере за 6 месяцев до соревнований.
Применение дополнительных маневров на внутренних чемпионатах не обязательно, и определяется организаторами в каждом конкретном случае.

F3N РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ
Класс FЗN, Приложение Ж – Руководство для судей

5Ж.1 Цели
Цель руководства F3N судей - обеспечить точное описание основных критериев оценки, чтобы служить в качестве эталона для использования и получения постоянного высокого уровеня судейства.

5Ж.2 Принципы
Принципы судейства радиоуправляемых вертолетов модели должны основываться на качестве и совершенстве, с которым модель самолета выполняет каждый набор маневров, как описано в Приложении 5Ф.11.
Основные принципы используются для оценки степени совершенства являются:
1) Точность маневра.
2) Плавность и грациозность маневра.
3) Позиционирование и отображение маневров.
4) Размер маневров по отношению друг к другу.
Эти требования перечислены в порядке важности, однако все они должны быть выполнены для маневра, чтобы получить высокий балл до 10 очков.
В основном все оценки начинается с соответствующей максимального балла, от которого вычитаются баллы в соответствии с критериями классификации данного руководства.

5Ж.3 Точная и последовательная линия полета.
Наиболее важный аспект в оценивании. Каждый судья должен установить свой стандарт, а затем использовать этот единый стандарт во всем конкурсе. Рекомендуется, чтобы руководитель или организатор соревнований провел конференцию до начала конкурса для обсуждения судейства, чтобы стандарты были едины насколько это возможно. Это должно быть выполнено с помощью демонстрационных полетов для судей. После этих полетов, дефекты в каждом маневре должны быть обсуждены всеми судьями и достигнуты договоренности о серьезности дефектов и их оценке. После начала соревнований, судьи не должны изменять принятый стандарт оценки.

5Ж.4 Критерии для оценки маневров
Описание каждого набора маневров приводится в Приложении 5Ф.11. Каждый маневр должен быть понижены в оценке в соответствии с:
1) тип дефекта.
2) степень тяжести дефекта.
3) число повтора дефектов.
4) позиционирование маневра.
5) размер маневра по сравнению с другими маневрами.
Высокая оценка должна быть дана только если никаких серьезных дефектов нет и маневр точно установлен. Всякий раз, когда есть сомнения следует ставить низкий балл.

5Ж.5 Отношения и траектория полета
Траектория полета модели (М) есть траектория ее центра тяжести. Отношением является ориентация диска ротора (РД) по отношению к траектории полета. Все судейство должно быть основано на траектории полета, а угол между траекторией полета и РД не должна превышать 15 ° (если не указано иное). Для более высоких углов следует вычесть 1 балл.

5Ж.6 Критерии классификации для маневров и сегментов
Набор маневров состоит из сегментов. Следующие критерии должны предоставить судье руководство для определения отклонений от определенного сегмента в маневре.
Этими сегментами являются: петли, бочки, горизонтальный круг, поворот, пируэт, авторотации, сальто, тик-так, радуга, змейка, воронка или их части. Если маневр состоит из нескольких сегментов одного и того же типа, то они должны быть похожи, например, те же радиусы петель, те же расстояния для бочек и т.д.
В основном все фигуры высшего пилотажа начинаются и заканчиваются с прямого горизонтального полета ок. 10 метров минимальная длины параллельной линии судей (за исключением горизонтальной восьмерки). Все стационарные маневры с зависания минимум 1 сек в начале и в конце, параллельного к линии полета. Если один из этих сегментов отсутствует - 2 очка должны быть вычтены.
Если ориентация маневра или сегментов не параллельно линии или плоскость, 1 очко за каждые 5 ° отклонения должны быть вычтены. Если маневр не расположен симметрично относительно центральной понижение 1 очко за каждые 5 м должно быть вычтено.
Эти две критерия (1 балл на каждые 5 ° и 1 очко в 5 м) также могут быть использованы как правило в случае сомнений и если понижения не определено иное.
Если есть изменение высоты полета в горизонтальных пролетах - к понижению 1 очко за 2 м для высшего пилотажа и 1 очко за 50 см для зависания маневров должны быть вычтены.
В целом каждая тяжелая ошибка также может понизить оценку понизить примерно на 3-4 пункта, средний дефект около 2 пунктов, а небольшое отклонение примерно в 1 балл. Конечно, количество ошибок имеет большое влияние тоже, если маневр имеет много серьезных дефектов. Если, несмотря на многие тяжелые ошибки, маневр по-прежнему узнаваем и части не отсутствуют, оценка не должна опускаться ниже 2 баллов. Если целые сегменты отсутствуют или маневр совершенно неузнаваемым оценка должна быть равна нулю.

5Ж.6.1 Петля
Круг петли должен иметь постоянный радиус и должен проходить в вертикальной плоскости. Отношение диска ротора и траектории полета должна быть не более 15 °. Скорость М. не должны меняться слишком заметно, и радиус должен быть гладким и не сегментирован.

5Ж.6.2 Бочка
Бочка - вращение вокруг продольной оси М. Чтобы сохранить скорость, для горизонтального полета с вращением вокруг продольной оси должен поддерживаться постоянный угол к горизонтальной плоскости. Начало и конец бочки должно быть четким и хорошо определены.

5Ж.6.3 Горизонтальный круг
Скорость и диаметр круга должны быть выбраны таким образом, что круг производился с менее чем 20 ° склонения диска ротора М. Скорость и диаметр круга должен быть постоянным.

5Ж.6.4 Разворот
Разворот (на горке) - вращение вокруг оси курса после вертикального подъема и начатое перед полной остановкой М. Эта вращение должно быть симметричным, с постоянной скоростью без перерывов, с четкими и хорошо определенными началом и концом.

5Ж.6.5 Пируэт
Пируэт является вращением вокруг оси курса. Вращение должно быть с постоянной скоростью без перерывов, с четкими и хорошо определенными началом и концом. Так как в F3N пируэты выполняются только в сочетании с другими сегментами маневра (например, петли, перевороты и труб), важно, чтобы пируэт не влиял на траекторию полета.

5Ж.6.6 Авторотации
Во время этого маневра М. должна следовать почти по прямой траектории полета от начала до посадки на вертолетную площадку. Этот путь может быть прерван сальто/бочкой, но должен  быть возобновлен после этого. Если посадка сделана не в круге, понижение на 1 очко за 1 м расстояния.

5Ж.6.7 Сальто (флип)
Сальто является вращением вокруг оси, перпендикулярной к оси ротора. Стационарное сальто должны иметь небольшое колебание высоты, которое должно быть не более 50 см. Боковое отклонение в сальто должно быть понижено на 1 пункт на 50 см.
Сальто в движении не должны влиять на траекторию полета.

5Ж.6.8 Тик-Так
М. движется медленно и поворачивает вверх с помощью циклического шага около 135 °. Затем она качается дугой 90 °. Движение центра тяжести модели будет менее 2 м для простого тик-так или менее 5 м для тик-так  с пируэтами, для большего отклонения  минимум 1 очко должно быть вычтено.

5Ж.6.9 Радуга
Радуга - полукруг, начиная от зависания, с диском ротора всегда перпендикулярным к траектории полета. Диаметр полукруга не должна быть меньше 10 метров. Начала и остановки должны быть четкими и хорошо определятся.

5Ж.6.10 Змея
В быстром полете М. делает волнистые линии поочередно выполняя прямой и перевернутый полет в круговых сегментах одинакового диаметра и длины.
Во время этих круговых сегментов наклон ротора должен быть не ниже 45 °. При наклоне менее 20 ° маневр становится неузнаваемым, т.е. ноль очков.

5Ж.6.11 Воронки
Воронка представляет собой круг, по крайней мере 10 м в диаметре, выполненная с наклоном диска ротора не менее 45 ° от горизонтальной плоскости. Скорость, наклон и диаметр круга должен быть постоянным. Наклон менее 20 ° означает, что только горизонтальный круг, но не воронка и делает маневр неузнаваемым, то есть ноль очков.

5Ж.6.12 Реверс
Круги, бочки или пируэты должны быть выполнены таким образом, что количество вращений в каждую сторону почти равны. Отношение например, 2:1 должно привести к понижению на 4 балла.
Если не определено иное, направление вращения должно изменяться после каждого вращения на 360 °.

5Ж.7 Коррекция ветра
Все маневры должны быть корректированы к ветру таким образом, что форма маневра и траектория соответствовала описанию в Приложении 5Ф.11.
Чтобы компенсировать боковой к курсу полета ветер, М. необходимо использовать крен против ветра. Этот крен не будет снижать балл, если траектория движения будет правильной. Ветер параллельный курсу полета должен быть компенсирован шагом, и угол крена в этом случае приводит к понижению 1 очко за 5 °.

5Ж.8 Критерии для оценки полетов Вольного Стиля (Freestyle и Music)
Для Вольного Стиля все полеты будут оцениваться в соответствии со следующей таблицей:
Критерий Макс Очки Freestyle  Макс Очки  Music
Сложность               40                    20
Гармония                   10                    20
Творчество              10                    20
Точность                  10                    10
Безопасность          10                    10
Оценки будут даны после полета по всем пяти критериям. Важно, что баллы по каждому критерию отражают весь полет, а не только некоторые детали полета.
  
5Ж.8.1 Сложность
Этот критерий оценивает уровень сложности полета Вольного Стиля. Важно оценить весь полет. Таким образом, счет отражает средний уровень сложности. K-фактор множества маневров может дать некоторые эталонные значения, но судья должен получить четкое представление о диапазоне сложности всех маневров.

5Ж.8.2 Гармония
Комбинация маневров, гладкие или плавные переходы между ними являются основными факторами для этого критерия. Кроме того, размер маневров и динамика имеет значение. Темп не влияет, гармония может быть также продемонстрирована как в динамичной, как в плавной последовательности.

5Ж.8.3Творчество
Новые комбинации и новые маневры приведут к высокой оценке. Кроме того, динамичные и разнообразные последовательности оценятся тоже высоко. Также должны быть различными темпы исполнения. Последовательности без маневров или повторения приведут к понижению баллов.
В музыкальных полетах выделение музыкальных акцентов в исполнении имеет большое значение.

5Ж.8.4 Точность
Точность и узнаваемость маневров и последовательностей оцениваются высоко. Критерии не могут быть столь же строгими, как и для Установленных маневров, но принципы остаются теми же.

5Ж.8.5 Безопасность
В дополнение к правилам безопасности во время полета (с. 5Ф.10) впечатления от выступления, связанные с безопасностью тоже оцениваются. Если пилот не превышает предела своих навыков то будет высокая оценка. Полеты на низкой высоте (в пределах норм) сами по себе не являются причиной для понижения баллов, но если они выполнены небезопасно или близко к себе - оценка будет снижена.

(С) Клуб Радиоуправляемых Моделей Вертолетов.
Подготовлено ФАИ СМК Деригин Д.В. на основе
FAI Section 4 - Aeromodelling Volume F3 Radio Control Model Helicopters 2012 Edition
Киев, 2012



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.