1 декабря 2012 г.

Организация судейства F3C/F3N и 3DX


Статья написана в 2010 году, но до сих пор не потеряла свою актуальность. С небольшими дополнениями размещаю обновленные:
"Особенности судейства F3C/F3N и 3DX на национальных соревнованиях
(неофициальные рекомендации)"


С каждым сезоном соревнования, проходящие в Украине, становятся более интересными, посещаемыми и, что важно, более высокими по уровню пилотов, судей и организаторов.
Тем не менее, остается достаточно не раскрытых, не однозначных и просто запутанных вопросов.
Хочу изложить свою точку зрения, как достаточно опытного пилота, судьи и организатора национальных и международных соревнований.

1. Разметка площадки.
-Кроме стандартной разметки полетной зоны (см. например Правила FAI F3C, далее Правила), необходимо четко указать, разметить краской место расположения пилотов и техники («боксов»), стартовую зону пилота, путь и зону выхода после окончания полета. Например, если пилот стартует и выходит в полетную зону справа от судей, то после окончания полета он уходит влево от судей (ни в коем случае не пересекаясь с новым стартующим пилотом).
-Важно так же четко разметить и огородить зону безопасности для зрителей. Ограждение (шнуры, сетки) желательно ставить высотой не метра, при этом обеспечить такую его конструкцию, чтобы дети и собаки не могли под ним пройти. Фронтальную зону хотя-бы частично надо оградить прочной сеткой высотой от 2,5 м.

2. Безопасность.
Важнейшей задачей Организатора и Главного судьи является обеспечение безопасности.
-Организатор обеспечивает ограждение площадки и безопасное размещение участников и зрителей.
-Организатор периодически проверяет расположение зрителей и порядок среди участников. Любые попытки выхода за зону или несанкционированное передвижение по зоне безопасности пресекается немедленно и однозначно, вплоть до дисквалификации спортсмена или остановке соревнований по причине неподчинения зрителей.
-Главный судья располагается с правого или левого края линии судей. Он руководит соревнованиями, при этом контролируя безопасность полетов. При любом нарушении безопасности пилотами, членами команды или зрителями, Главный судья предупреждает об этом, останавливает полеты и принимает другие меры.

3. Организация судейства.
Критерии судейства четко описаны в Правилах. Но важно напомнить:
-Брифинг судей и пилотов перед стартом. Важно чтобы самый опытный судья и пилот подробно описали всю процедуру полета: вызов, подготовку, выход, уход. Надо обратить внимание на все мелочи (включая положение, высоту, развороты модели при выходе в зону полета), что бы пилоты соблюдали порядок, и не было обидных 0-х туров и дисквалификаций.
Отличный результат в понимании особенностей пилотирования и оценивания даст показательный полет опытного пилотом с последующим за ним брифингом с его детальным разбором.
-На брифинге опытный судья и пилот должны подробно описать ход выполнения полетного комплекса, все тонкости и мелочи которые влияют на оценку.
-Важно выслушать и ответить на все вопросы пилотов. Если у судей нет четкого и однозначного единого ответа на вопрос, то они берут паузу, обсуждают проблему и выносят однозначный коллегиальный ответ. Не должно остаться ни одной открытой или не ясной проблемы.
-Количество раундов указанное в правилах -  4 тура (в зачет идут 3 лучших). Очень желательно не отступать от этого правила, но в любом случае 3 тура – это минимум.
-Не целесообразно на национальных соревнованиях проводить финалы – достаточно 4-х туров (и, возможно, 1-го тура «перелета» при совпадении очков) чтобы дать адекватную оценку всем пилотам-участникам. Это абсолютно нормальная мировая практика, подтвержденная, например, правилами ФАИ: «… проведение финалов на кубках и национальных соревнованиях не обязательно…».

4. Судейство и оценивание.
И снова смотрим в Правилах «Пособие для судей». Важно помнить, что оценивать надо:
-Геометрию фигуры. Совпадение линий и точек входа и выхода, прямизну линий и их симметричность/одинаковость, одинаковость и точность радиусов.
-Размер фигуры и заполнение летного пространства. Статические фигуры имеют четкие размеры, которые необходимо выдерживать. Динамические фигуры не имеют определенного размера и обязательной высоты и удаления от судей. Но они должны выполняться так, чтобы они были четко видны и заполняли летное пространство перед судьями.
-Грациозность полета. Важнейший фактор, который определяет общую картину полета, его красоту (а не «механичность») и впечатление. Важно помнить, что хоть вертолет перед фигурой разгоняется, сама фигура выполняется плавно и размеренно, без рывков. Горки и развороты между фигурами хоть и не оцениваются, но тоже могут сильно повлиять на общее впечатление от полета, а значит чуть снизить или поднять его балл.
- На общую оценку полета так же может повлиять порядок выхода, выполнения и окончания полета пилотом и его помощником. Пилот должен точно выполнять требования правил и распоряжения главного судьи при выходе. Заняв свое место пилот должен повернуться к судьям, назвать свой номер, сообщить о готовности к полету. Помощник или сам пилот должен заранее громко и четко сообщить название фигуры, ее начало, ее окончание, например - модель выходит с разворота на горке, объявление : "СЛЕДУЮЩАЯ ФИГУРА ОТСТРЕЛ С ОБРАТНОЙ БОЧКОЙ",  модель летит горизонтально и входит в линию перед началом фигуры, объявление: "НАЧАЛО", модель выполнила фигуру и пролетела вторую горизонтальную линию, объявление: "КОНЕЦ". После окончания полета пилот поворачивается к судьям и сообщает об этом, а затем только после их разрешения (часто судье необходимо подойти к модели и проверить точность посадки) забирает модель и покидает летную зону.

5. Баллы и результаты.
-Практика и опыт международных соревнований показывает, что при максимальной оценке в 10 баллов, отлично выполненная фигура получит оценку в 5-6 баллов, безупречная в 6-7.  Поэтому рекомендую судьям больше 6 баллов не ставить, так как, уверен, это будет скорее не высокой оценкой пилота, а показателем низкой квалификации судей. Удобно использовать при оценивании и «половинки» (0,5) баллов.
-Очень важно на соревнованиях любого уровня (Чемпионат, Кубок, Фестиваль) общий результат каждого тура переводить в относительные к 1000 баллы- это поможет сравнивать реальный уровень пилотов несмотря от класса и уровня соревнований, судей, организаторов. Для этого максимальный балл победителя тура =Х приравнивают к =1000, а остальные баллы пересчитывают, умножив на Коэф =1000/Х.
Например, пилоты А,Б,В,Г получили А=257 балла, Б=215, В=197, Г=130… Тогда пилот А, победитель, получит относительный результат =1000 баллов, а коэф пересчета составит 1000/257=3,88; и значит финальный расчет А=1000, Б=215х3,88=834, В=197х3,88=764, Г=130х3,88=504 баллов.
-При подсчете баллов при консолидированном судействе решение судей должно быть единогласным. При этом не обязательно иметь отдельные полетные листы для каждого судьи, при выполнении фигуры судьи обсуждают ее качество и ошибки и называют согласованный балл, который вносится одним из судей в полетный лист.
На соревнованиях  высокого и высшего уровня, где работают судьи отличной квалификации, применяется раздельное судейство с отдельным полетным листом у каждого судьи. В сумме оценок таких полетных листов отбрасывается высший и низший балл за каждую фигуру.
-Важно незамедлительно после тура рассмотреть все претензии и апелляции и принять по ним справедливое решение. Пилоты и участники нарушающие спортивную этику, эмоционально и грубо выражающие свои претензии предупреждаются, а если предупреждения не достаточно - дисквалифицируются с соревнований.

Желаю успешных полетов и справедливых результатов!

(с) DD, 2010-2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.